Экраны для проекторов. Ответы на частые вопросы

Какая яркость проекции считается оптимальной?

Сначала разберёмся, что такое яркость проекции. Этот параметр иногда путают с яркостью луча проектора. Но яркость проекции – это нечто другое. Так называется световой поток, отражённый от экрана и направленный на зрителей.

Как и любой параметр, яркость проекции можно измерить. К тому же существуют стандарты яркости, например:

Общепринятый стандарт для кинотеатров: 12-16 fL (иначе стандарт THX),

Для белого поля (вам показывают целиком белый экран) – 40-45 fL.

Здесь используются единицы измерения как метрические (Nit или Candela/m² = Lux x к. усиления / p), так и имперские (Foot Lambert = Foot Candles х к. усиления / р). Считается, что 1 Lux, отражённый от Lambertian (референсной отражающей) поверхности, равен 1 Nit.

Формула расчёта ожидаемой яркости проекции

Ожидаемую яркость проекции вычислить довольно просто. Следует воспользоваться формулой:

e001

где:

ANSI – яркость проектора в Лм,

Ft2 – площадь поверхности экрана в квадратных футах,

Gain – коэффициент усиления экрана (у обычного экрана = 1),

fL (фут-Ламберт)– единица измерения яркости отражения.

Чтобы было понятнее, напомним о связи люменов и фут-ламбертов: 1fL = 1 Лм на каждый квадратный фут экрана. Математически здесь всё верно, но практически всегда нужно учитывать внешние факторы:

  •  уровень и направление фоновой засветки
  • деградацию светового источника проектора
  • калибровку, использование точного режима, который «съедает» до 50 процентов светового потока

Рассчитывая яркость проекции, для большей точности следует брать не указанную в спецификации яркость ANSI, а приблизительно 70 процентов от неё. Полностью полагаться на цифры в спецификациях вообще не стоит. Яркость ANSI, разумеется, будет указана точно, но при этом она будет измерена в самом ярком режиме, который не используется для просмотра кинофильмов. Для этого существует «точный» режим, в котором проектор теряет от 30 до 70 % (представьте себе!) яркости. Кроме того, многие современные модели оснащены дополнительными функциями, призванными улучшить изображение. Все они существенно и отрицательно влияют на яркость.

Что это означает на практике? Возьмём «проектор обыкновенный» с заявленной яркостью 1500 Лм. Вы удивитесь, если после установки и всех настроек он покажет вам всего 700 Лм? А ведь это – весьма распространённая ситуация. Мы неоднократно писали о том, что значения, указанные в спецификациях, являются скорее ориентировочными. Теперь же обращаем ваше внимание, что они, взятые в чистом виде, не подходят для расчётов.

Какими по типу бывают проекционные экраны?

Можно выделить несколько основных типов экранов. Это:

  • гибкие и жёсткие модели (в зависимости от использованного материала);
  • экраны фронтальные и экраны обратной проекции (последние представляют собой специальную плёнку, наклеенную на окно, витрину или другую прозрачную поверхность);
  • натяжные каркасные экраны, рулонные и мобильные.

Каждая категория дополнительно делится на подвиды, которые зачастую не имеют названия и различаются лишь по характеристикам. Например, каркасные экраны, в которых полотно может крепиться к раме самыми разнообразными способами. В ход идёт липучка, крючки, кнопки, люверсы и другие всевозможные приспособления. Рулонные экраны могут быть ручными или моторизованными. Есть даже такие, которые оснащены дистанционным пультом управления. Это очень удобно, если экран очень большой, и/или крепится к потолку. Мобильные экраны, как правило, небольшие и лёгкие, различаются по типу установки. Некоторые снабжены лёгкими складными треногами, другие – стойками, и т.д.

В чём преимущество обратной проекции?

Здесь целый ряд преимуществ. Проектор остаётся недоступным для зрителя, он попросту невидим. А если он расположен в затемнённом помещении, то качество картинк получается очень высоким, даже если «по ту сторону» экрана – яркий день.

 Для чего нужны экраны с жёстким полотном?

Такие экраны чаще всего используются для обратной проекции и являются частью сооружения (например, витрина магазина). По сути, витрина – это и есть экран. В другом случае, экран для обратной проекции может быть отдельно стоящей конструкцией. Именно так устроены уличные кинотеатры. В обоих случаях сам проектор не просто находится вне зоны досягаемости, отгороженный экраном. Экран ещё и призван приглушить шум от работающего устройства. Экран для уличного кинотеатра должен быть устойчив к влажности, поэтому лучше всего в качестве материала для него подходят стекло и прозрачный пластик. Тканевый материал может терять свои свойства под дождём и деформироваться при ветре.

Существуют ещё и гибкие виниловые полотна, они тоже используются для обратной проекции, но, к сожалению, не могут обеспечить звукоизоляцию.

Какими бывают традиционные экраны с гибким полотном?

Сразу оговоримся, что определённая модель экрана не подразумевает использование только одного материала. Поэтому гибкие экраны следует разделить по ценовым категориям. Бюджетный сегмент использует, как правило, один-два вида полотна для всех моделей. Это матовое белое полотно и серое, предназначенное для усиления контрастности в освещённых помещениях.

В солидной ценовой категории всё обстоит совсем иначе. Вы можете увидеть, что одна и та же модель экрана может иметь до 12 вариаций, различаясь по марке материала и его характеристикам. Вам может показаться, что перед вами три-пять совершенно одинаковых белых экранов, а между тем свойства полотна будут отличаться. Они и предназначены для разных условий, что отражено в описаниях.

Нужно помнить, что экран и проектор – часть одной видеосистемы, а, как известно, незначительных деталей не бывает. Однако будет неправильным думать, что, купив очень дорогой проектор, вам непременно нужно обзавестись таким же дорогим экраном. Важно правильно его подобрать. О том, как это сделать, мы написали отдельную статью, где можно подробно ознакомиться с материалом. В двух словах: выбирая экран, нужно ориентироваться не на его стоимость, а на условия, в которых он будет использоваться и на совместимость с конкретным проектором.

На какие характеристики проекции может повлиять качество полотна экрана?

Вот несколько параметров, которые могут улучшиться или ухудшиться, в зависимости от свойств экранного полотна:

  • разрешение картинки
  • яркость
  • равномерное распределение яркости по всей площади экрана
  • точность цветопередачи
  • реальная контрастность

Как именно свойство полотна влияет на яркость?

Существуют обычные белые матовые экраны, принятые как эталон с коэффициентом усиления 1. Есть и модели с коэффициентом больше и меньше единицы. Экраны с gain > 1 дают более яркий белый цвет, по которому ориентируется человеческий глаз, и в результате мы видим гораздо более контрастное изображение. Однако и у зрения есть ограничения. После определённого порога увеличение яркости прекращается, хотя приборы её фиксируют. В этом плане физиологические возможности уступают техническим, что было известно уже давно и с успехом используется в искусстве фотографии, в живописи, а теперь – и в кино.

Как качество материала экрана может повлиять на реальную контрастность?

Для измерения реальной контрастности используется тестовая картинка, где в шахматном порядке расположены чёрные и белые квадраты. Непосредственно замеры происходят с помощью прибора, называемого фотометр. В отличие от человеческого глаза, он воспринимает не субъективную картину, а вполне физическую величину яркости, поэтому мы можем полагаться на данные показания. Фотометр учитывает яркость светового источника проектора, степень фоновой засветки и свойства экрана. Интересно, что оптические экраны на основе серого полотна дают очень хороший результат в плане яркости и контрастности. Серый фон усиливает глубину чёрного, в то время как оптическое покрытие увеличивает яркость белых и светлых участков. Другие экраны с коэффициентом усиления более единицы могут блокировать фоновую засветку, улучшая яркость картинки для зрителей, находящихся ближе к центру. Все эти экраны мы можем исследовать с помощью фотометра и увидеть, что они действительно могут значительно усилить яркость.

Как материал экрана может повлиять на точность цветопередачи?

Мы уже увидели, что специальный материал экрана может усиливать яркость картинки за счёт усиления белого цвета. Если полотно хорошего качества, то яркостью всё и ограничивается. Но если полотно не соответствует необходимым стандартам, или технология его изготовления всё ещё несовершенна, мы можем заметить изменения в цветовой палитре, причём эти изменения всегда в худшую сторону. Дело в том, что экран с коэффициентом усиления больше единицы может разлагать цвета на составляющие, работая как призма. Причём эти составляющие будут изменяться в зависимости от угла падения света и направления вашего взгляда. Этот недостаток называется «эффектом радуги», или «эффектом бензинового пятна». Он способен сильно испортить настроение ценителям качественного контента и идеального изображения. А как влияет на точность цвета серый экран? Многие опасаются его ставить, предполагая, что серый цвет исказит оригинальную цветовую палитру. Но на самом деле этого не происходит. Всё что делает серый экран – это усиливает глубину чёрного, увеличивая контрастность изображения.

Как материал экрана может повлиять на равномерное распределение яркости?

Проблема, касающаяся в основном экранов с коэффициентом усиления более единицы. Как вы могли заметить, с ними может быть связано множество проблем, так как усиление яркости зачастую влечёт за собой нежелательные побочные эффекты. Проектор излучает свет из одной точки, рассеивая его по площади экрана. И может случиться так, что ближе к углам и краям экрана яркость будет ниже, чем в центре. Это происходит потому, что угол падения света на разные участки экрана будет неодинаков. Исправить положение можно, отодвинув проектор от экрана как можно дальше. С увеличением расстояния, разница между углами падения светового луча уже не будет такой радикальной.

Какова зависимость разрешения от качества полотна?

Поверхность экрана является очень ровной и гладкой, но не идеальной, потому что идеальная поверхность – это уже зеркало. Поэтому матовость полотна обеспечивают микронеровности, незаметные невооружённым глазом. Эти неровности должны быть тем меньше, чем мельче пиксель у вашего изображения. Но опять-таки, до определённого порога, за которым экран перестаёт быть матовым.

Что означает термин «угол половинной яркости»?

Этот параметр может быть важен для оптимального размещения зрительских мест при использовании экрана, блокирующего фоновую засветку. У таких экранов есть недостаток: максимально яркое и качественное изображение видят те, кто располагается ближе к центру экрана. Чем дальше от центра влево или вправо, тем больше картинка теряет свою сочность. Это не имеет значения, когда фильм смотрит один человек или двое. Если же речь идёт о группе людей, необходимо знать, как их расположить. Именно для этого нам и нужен угол половинной яркости. Он определяется опытным путём с помощью фотометра. Сначала фиксируем значение яркости по центру экрана, затем продолжаем фиксировать яркость, всё дальше перемещаясь в сторону. Самый высокий показатель яркости – в центре. Как только мы достигли отметки, на которой прибор показывает 50 процентов этого значения, мы нашли угол половинной яркости. Он будет одинаков в обе стороны, расходиться в стороны по мере удаления от экрана и сходиться в точку на его середине. В целом, как и положено углу, он представляет собой конус, очертив который, мы определим крайние места для зрителей.

 Для чего нужны офисные экраны формата 1:1?

У таких экранов нет специального назначения. Как правило, это рулонные модели, которые можно выдвигать сверху вниз, моделируя нужный на текущий момент формат: 4:3 или 16:9.